Всю эту неделю новости и предположения о предстоящих санкциях появлялись в СМИ, и вот в пятницу и ЕС, и США опубликовали новые постановления о санкциях в отношении РФ.
ФБК продолжает серию публикаций о введенных против России санкциях. Напомним, что мы публиковали информацию о санкциях в марте и опять в марте и в июле и еще немного в июле и немного в августе и еще чуть в августе.
Слово имеет постоянный автор текстов на эту тему Никита из отдела расследований ФБК:
Итак, что нового в санкциях в сентябре:
Включение США в секторальные санкции Лукойла и Сургутнефтегаза можно рассматривать, как следующее значимое предупреждение властям РФ. Если до сегодняшнего дня в санкциях присутствовали только компании и банки, контролируемые государством или друзьями Путина, то теперь там появилась первая действительно частная компания.
Первыми санкциями они как бы сообщили друзьям Путина: «Ребята, скажите своему патрону, чтобы остановился, иначе ваш бизнес будет страдать.» Судя по интервью Тимченко, которое он дал ИТАР-ТАССу, свой бизнес он не считает действительно своим. Это бизнес путинской группировки, как и вся остальная Россия, и если Путин не остановился сам, то значит он готов рисковать своей собственностью.
Теперь американцы посылают сигнал тем, кто имеет представление, что такое свой бизнес и частная собственность, и ценит это несколько больше, чем номинальные владельцы типа Тимченко. Драйвером развития компании Лукойл были несколько более сложные процессы, чем наличие собачки из первого помета президентского лабрадора. Новыми санкциями американцы предлагают серьезно задуматься частному бизнесу: стоит ли продолжать молча поддерживать действия Путина, нести все большие убытки и терять перспективы развития бизнеса. Может, тем, кому есть чего терять, стоит рискнуть, начать объединяться и возражать против сегодняшней государственной политики.
И еще один вывод можно сделать на основании информации о новых санкциях. Происходит явное сближение санкций США и ЕС. Возможно, это означает, что сдержанная позиция ЕС, продиктованная неготовностью нести убытки из-за введения санкций, стала менее сдержанной под давлением США. А возможно, что риск, который представляет собой Путин для Европы, возрос настолько, что европейцы готовы к существенным расходам ради снижения этого риска.