Финальная битва между добром и нейтралитетом

К вопросу о стратегии на выборах

Посмотрите свежие партийные рейтинги, опубликованные сегодня Левада-центром, они снова довольно ясно говорят о том, какая должна быть стратегия, чтобы добиться в Думе реальной оппозиции, которой там нет уже 13 лет.

Партия Прогресса занимает 5-е место среди всех партий и обгоняет любые партии, не представленные в Думе. Отставание от «Справедливой России» минимально.

Да, понятно, что это 1% и у всех 1% или меньше 1%. Понятно, что погрешность. Понятно, что разница видна под микроскопом.

Однако, точно так же понятно, что Партию Прогресса респонденты по всей стране называют чаще, чем любую другую «недумскую» партию. Они называют её, несмотря на то, что Партия Прогресса и существовала-то всего 7 месяцев, пока не была незаконно ликвидирована Минюстом.

Партия ни разу не принимала участия в выборах, о ней никогда не говорили по телевидению. Мало того, о ней прямо запрещается говорить, как и о её лидере, кроме как в контексте «он шпион всех разведок».

Партия Прогресса не просто не имеет финансирования — на неё просто невозможно собирать/тратить деньги, ликвидирована же. Сравните это со Справедливой Россией, получившей из бюджета за последний год почти миллиард рублей и обгоняющей ПП на 1%.

Или с ЯБЛОКОМ (при всём уважении к нему), получившим в 2016 году 247 млн рублей.

Нет ни малейших сомнений, что если бы Партия Прогресса была допущена к выборам, то она, сформировав список на настоящих честных праймериз, гарантированно прошла бы в Думу и сформировала бы там фракцию депутатов. Настоящих депутатов, которые ничего не боятся и работают в интересах избирателей.

Отсюда очевидное: вопрос прохождения оппозиции в Думу заключается не в «объединении демократов». Оно никогда не состоится, прекратите говорить об этом сейчас, в 2016 году. Оно в принципе невозможно — на каждых «объединившихся демократов» Кремль моментом создаст ещё одну как бы либ-демпартию. С Кудриным, Барщевским, Михаилом Федотовым, Эллой Памфиловой и тд в разных вариантах.

Вопрос наличия оппозиции в Думе — это вопрос допуска на выборы. Поэтому и добиваться надо не объединения тех, кому разрешается, а допуска на выборы тех, кто способен пройти.

Сейчас это Партия Прогресса. Может быть, завтра появится иная независимая партия, способная консолидировать электорат крупных городов. Тогда и её, я уверен, на выборы не пустят.

Наша главная задача — добиваться права на участия в выборах для такой партии. Не потому, что все должны стать фанатами или горячими вечными поклонниками «Партии Прогресса», а потому, что иначе не получится. Ядро избирателей, самые продвинутые, могут абстрактно взглянуть на происходящее и голосовать за ЯБЛОКО или ПАРНАС. Они понимают большую картину и способны отбросить всякие вторичные вопросы, связанные с историей и персоналиями. Но победу на выборах может дать только избиратель массовый, не надо от него ждать профессиональных политологических рассуждений о том, что да, этих не пустили, но с точки зрения стратегии лучше сейчас проголосовать за этих, а потом за тех. Они просто не придут и всё.

Вот, данные из того же опроса:

«Совершенно точно буду голосовать» — самое маленькое с 95 года.

«Уверен, что не буду голосовать» — самое большое с 2007 года.

Увы, избиратель не рассуждает рационально. Он просто чувствует, есть конкуренция/интрига или нет. Если нет возможности даже фигу в кармане власти показать, то зачем идти на выборы? Собственно, мы такое наблюдали на выборах в Мосгордуму, прошедших с самой минимальной явкой за всю историю выборов в городе. Потому что независимых депутатов не пустили, а регистрация всяких фейков для видимости конкуренции никого не обманула.

Борьба за право на участие в выборах — тоже штука непростая. Она не очень понятная, не очень привычная, а подавляющее число избирателей даже и не слышали о существовании какой-то «Партии Прогресса». Даже годы работы с интернетом и независимыми СМИ не дают того, что может дать телевизор за месяц — например, о моём существовании знает меньше половины избирателей, хоть я и в мэры столицы баллотировался, да и вообще, известнейший шпион, пятоколонник и уголовник-рецидивист.

Тем не менее, в рамках электоральных (подчёркиваю) стратегий — это сейчас самое важное. Иначе и в 2021 году будем сидеть и горевать на тему «ах, демократы не объединились, снова останемся без фракции в Думе».

Подпишись на рассылку
чтобы получать короткий обзор лучших постов недели
Уведомления