Финальная битва между добром и нейтралитетом

Соцопрос ФБК: как на самом деле голосовала Кемеровская область - цитадель «Единой России»

Кемеровская область в течение многих лет является настоящей сокровищницей голосов для партии власти и ее кандидатов. Два с лишним миллиона избирателей Кемеровской области, если верить данным ЦИК РФ, ведут себя совсем иначе, нежели избиратели в соседних сибирских регионах — они очень дисциплинированно приходят на выборы и очень дисциплинированно голосуют за ЕР. Эта электоральная особенность становится особенно заметной, если рассмотреть Кемеровскую область в сравнении с соседними регионами: на востоке она граничит с Красноярским краем, на западе с Новосибирской областью, по числу избирателей эти три региона крайне близки, поэтому сравнение получается наглядным. Вот таким:

Если считать в процентах, в Кемеровской области ЦИК РФ зафиксировал рекордную явку в 86.8% и отличный результат ЕР в 77.4% голосов. Но куда нагляднее подсчет в абсолютных числах: по данным ЦИК получается, что в Кемеровской области на выборы пришло больше избирателей, чем в двух самых крупных по населению регионах Сибирского федерального округа — Новосибирской области и Красноярском крае — вместе взятых. Но этого мало: «Единая Россия», по данным ЦИК, в одном Кемеровском регионе получила в два с лишним раза больше голосов, чем в Новосибирской области и Красноярском крае вместе взятых (!). Если бы кемеровчане голосовали примерно так же, как их соседи, «Единая Россия» не досчиталась бы БОЛЕЕ МИЛЛИОНА голосов только в одном этом регионе. Но ЦИК уверяет нас в том, что они голосовали принципиально иначе.

Мы решили проверить это утверждение и позвонили в Кемеровскую область с нашим традиционным опросом (телефонные интервью, 1000 анкет, выборка случайная, квотированная по полу и возрасту), задавая ровно те же самые вопросы, которые мы задавали избирателем по всей России две недели назад. И наш опрос не выявил никаких значительных аномалий в том, как ходили на выборы и голосовали жители Кузбасса:

Мы уже говорили: в телефонном опросе люди склонны немного привирать о том, что они ходили на выборы (когда на самом деле не ходили). Получается результат всегда выше, чем настоящая явка. А вот быть такого, что явка, зафиксированная в телефонном опросе, ниже фактической — не может. Одинаковый процент кемеровчан и россиян в целом подтвердил нам, что ходил на выборы — это значит, что и реальная явка в Кемеровской области не могла слишком отличаться от средней по России. А явка по данным ЦИК завышена вдвое.

А за «Единую Россию» в Кемеровской области на самом деле голосовали даже несколько меньше, чем в среднем по России. Зато зафиксированный в нашем опросе результат ЕР в Кемеровской области «бьется» с результатами ЕР в соседних Новосибирской области и Красноярском крае; совпадение крайне точное! Значит, никакой «кемеровской электоральной аномалии» вовсе не существует. Точнее, она существует только на бумаге.

РЕЗЮМЕ. Результаты нашего опроса убедительно показывают: Кемеровская область (как и следует ожидать) ничем существенно не отличается от соседних похожих российских регионов ни по явке, ни по голосованию за ЕР, но вот только результаты голосования там нарисованы от начала и до конца, и Единой России только в одном этом регионе приписано СВЫШЕ МИЛЛИОНА голосов.

А как на самом деле проголосовали кемеровчане, какие особенности есть у их голосования? Точно восстановить картину их голосования, основываясь на одном опросе, сложно, но вот некоторая пища для размышлений:

Судя по всему, главным «пострадавшим» в Кемерово оказалась ЛДПР: ее результат должен быть вдвое выше, чем у КПРФ, но в спущенных сверху плановых цифрах, по которым рисовались итоговые протоколы в УИКах и ТИКах, такого «техзадания», видимо, не было, и ЛДПР с КПРФ нарисовали почти поровну (7.7% у первых и 7.2% у вторых по официальным данным). Зато «Справедливой России» кемеровский облизбирком даже немного накинул голосов.

И вот еще одно показательное сравнение:

По сравнению с «остальной Россией» в ответах кемеровчан, не ходивших на выборы, гораздо чаще (почти вдвое чаще) встречаются варианты «Я не верю, что мой голос на что-то повлияет» и «Я не верю в честность выборов». Почему так? Это легко объяснить. Традиции полностью фальсифицировать результаты выборов в Кемеровской области уже очень много лет, и, безусловно, жителям области она хорошо известна. Такое просто невозможно скрыть: даже просто членами УИК в день голосования в каждом регионе работает около 0.5% его избирателей (на обычном участке 10 членов УИК и 2000 избирателей); прибавим членов их семей, близких друзей и коллег и поймем, что огромное число людей достоверно, из первых рук знает о том, как на самом деле составляются протоколы об итогах голосования в регионе. Поэтому-то кемеровчане (как и жители Дагестана, Башкортостана, Тывы и всех других регионах, где ковалась великая «победа» Единой России) лучше всех знают, что выборы нечестные, а их голос ни на что не влияет. Конечно, не влияет — ведь его даже никто и не удосуживается подсчитать!

Подпишись на рассылку
чтобы получать короткий обзор лучших постов недели
Уведомления