Финальная битва между добром и нейтралитетом

Суд над Навальным: день третий

Мы продолжаем рассказывать вам о том, что происходит в суде над Навальным. Сегодня завершилось третье заседание. На нем вновь допрашивали свидетелей обвинения, и некоторые из них были довольно неожиданные. Чего, впрочем, не скажешь об их показаниях.

Суд должен был начаться с повторного допроса Федора Горожанко, который вчера публично заявил о том, что показания его заставили дать под давлением. От того, что он говорил на допросе в Следственном комитете, он отказался и добавил, что Навальный никогда не занимался противозаконной деятельностью.

Сегодня Горожанко в суд не явился. Позже он сообщил журналистам, что отказывается участвовать в процессе дальше, потому что опасается за свою безопасность. Прокурору только это и было надо: обнаружив, что допрашивать некого, она тут же захотела зачитать показания Горожанко. Те самые, которые он давал под давлением в СК и от которых отказался. Судью ничего не смутило, и она разрешила. Нет никаких сомнений, что именно этот допрос суд посчитает достоверным и положит в основу обвинительного приговора.

Однако и тут прокурор не остановилась. Она заявила, что в суд явился следователь Александр Кемеров — тот самый, который допрашивал Горожанко, — и готов дать показания. Кемеров зашел в зал и показания дал. Его, правда, почти не было слышно из-за маски, но кое-что можно было разобрать. Например, он утверждал, что на Горожанко не давил, — а доказывается это тем, что подпись Горожанко стоит в протоколе допроса. Магическая сила подписи — по мнению СК, она гарантирует, что человек дает показания по собственной воле.

Затем в суде выступал Илья Ремесло. Это псевдоюрист и продажный блогер, который уже много лет получает деньги за то, что «разоблачает» Навального и строчит на него заявления. В суде он именно выступал: подошел к трибуне и принялся, как и Серуканов вчера, пересказывать свои многолетние посты, обличающие Навального. Но его пламенная речь, видимо, показалась прокурору слишком пространной, и она вскоре потребовала зачитать и показания Ремесла из материалов дела. По всей видимости, в суде он забыл какие-то важные слова.

Проблема, впрочем, оказалась в том, что в его прежних допросах тоже ничего не было по существу этого уголовного дела. Вместо этого Илья Ремесло выражал тревогу в связи с тем, что ФБК собирал пожертвования на свои антикоррупционные расследования, хотя не имеет официальных полномочий эти расследования проводить. То есть Илью Ремесло беспокоит не коррупция, а только борьба с ней.

После допроса свидетелей прокурор продолжила оглашать материалы дела.

Таким образом, из трех свидетелей обвинения, которые уже давали показания в суде, один отказался от своих показаний, а двое ничего не могут пояснить по сути обвинений. Следственный комитет позвал их просто потому, что эти люди в течение многих лет зарабатывали себе репутацию продажных пропагандистов, готовых врать за деньги. Они даже не пытаются отвечать на вопросы, просто в режиме монолога обвиняют Навального сразу во всем, что могут придумать.

То, что это уголовное дело сфабриковано, было ясно сразу. Но сейчас никто даже не пытается сделать вид, что оно вообще является предметом рассмотрения этого суда. Навального судят просто за то, что он Навальный, человек, который не боится Путина и разоблачает коррупцию. А формальности вроде свидетелей суд даже не волнуют.

Следующее заседание состоится 24 февраля в 10.00.

Подпишись на рассылку
чтобы получать короткий обзор лучших постов недели
Уведомления