Финальная битва между добром и нейтралитетом

Спецдокладчики ООН заключили, что к отравлению Навального причастны российские власти

В октябре мы обратились к ООН с просьбой инициировать проверку в связи с отравлением Алексея Навального. Уже тогда было ясно, что в России возбуждать дело не будут. Спустя полгода все ровно так, как мы и предполагали: дела нет, Путин врет, что «если бы хотели убить, то убили бы», Лавров предлагает всему миру читать «письмо доктора Козака». То есть полное отрицание на всех уровнях и временами туманные угрозы выйти из ОЗХО. Кремль надеется, что пройдет время и об отравлении все забудут — особенно теперь, когда Навальный оказался в тюрьме и в связи с этим появились другие более срочные темы.

Однако в ООН работают люди, которые на память не жалуются, и вчера они опубликовали результаты своей проверки. Прочитать их доклад можно здесь.

Аньес Калламар, спецдокладчик ООН по внесудебным расправам, и Ирен Хан, спецдокладчик ООН по свободе слова и выражения, пришли к выводу, что к отравлению Алексея «Новичком» с большой вероятностью причастны российские власти.

Официальное письмо, где перечислялись доказательства, которые на это указывают, было направлено российским властям еще в декабре 2020 года. На ответ отводилось 60 дней, но его так и не последовало, поэтому, когда срок вышел, доклад был опубликован.

Спецдокладчики призывают срочно провести международное расследование: «Учитывая неадекватную реакцию российских властей, использование запрещенного химического оружия и очевидную картину попыток целенаправленных убийств, мы считаем, что в срочном порядке необходимо провести международное расследование, чтобы установить факты и прояснить все обстоятельства отравления Навального. Это расследование особенно важно сейчас, когда Навальный задержан российским правительством и находится под его контролем».

В ООН призвали немедленно освободить Навального.

Это важно, и забывать об этом нельзя. В России дело о покушении на убийство Алексея так и не было заведено. Томская транспортная полиция уже 6 месяцев «проводит проверку». Записи с камер из томской гостиницы исчезли и не нашлись. Одежду Алексея, на которой, очевидно, остались следы «Новичка» и которую ездил замывать ФСБшник-неудачник Кудрявцев, так и не вернули. Выдавая версии одна безумнее другой — от рафаэлок до панкреатита, — российские пропагандисты и чиновники надеются, что им удастся всех запутать и замять происходящее.

Мы обязаны не дать им это сделать. Расследование должно быть проведено, и все причастные должны понести наказание.

237 комментариев

Обратились к спецдокладчику ООН по внесудебным расправам

Я нахожусь в довольно странной ситуации. С одной стороны, дело о попытке меня убить (так странно писать это, и звучит даже дико) не сходит с газетных полос по всему миру, его бесконечно комментирует МИД РФ и все высокопоставленные российские чиновники.

С другой — дела-то нет. Как не было, так и нет возбужденного уголовного дела и нормального следствия.

С большим трудом мы получили документ о том, что первый раз отказ в возбуждении уголовного был вынесен аж 18 сентября, когда я еще лежал в реанимации.

Его вроде отменили. Потом снова вынесли «отказное» постановление. Так или иначе, факт в том, что уголовное дело так и не возбуждено. Расследования нет. Я так и не признан потерпевшим. У меня нет ни одного документа по делу. Даже моих собственных медицинских документов.

Вся международная часть дела идёт про линии организации по запрещению химического оружия, и их интересует только сам факт обнаружения «новичка», что подтверждено тремя независимыми лабораториями трех стран. Кого там именно травили и как, ОЗХО не сильно интересует. Не потому, что они плохие, а потому, что так устроена эта организация (которую активно создавала и сама Россия, между прочим).

Тем не менее, внимательно изучая похожие случаи за последние годы, мы поняли, что есть такой международный институт, который вполне полномочен заняться расследованием по делу. Это так называемые спецдокладчики ООН.

Например, есть Аньес Калламар, спецдокладчик ООН по внесудебным расправам. У нее довольно широкий мандат. Она, в частности, расследовала убийство Джамаля Хашогги. Это журналист из Саудовской Аравии. Он зашел в консульство своей страны в Стамбуле. Его там убили представители спецслужб саудитов, а тело расчленили. Тогда на запросы спецдокладчика в рамках расследования отвечала и Турция, и Саудовская Аравия.

В моём случае спецдокладчик ООН может запросить у Германии результаты анализов, а у России — мою одежду и медицинские документы.

Ну и, по идее, расследование со стороны ООН должно полностью устраивать российских официальных лиц. В пресс-релизах они пишут про некое «международное расследование». А что может быть «международнее»? Так что вот мы решили попробовать пойти таким путем. Мой французский адвокат, Вильям Бурдон (вы его, может быть, помните еще по делу Ив Роше) обратился от моего имени в ООН. Расследованием будут заниматься спецдокладчик по внесудебным расправам Аньес Калламар и спецдокладчик по свободе слова и выражения Ирен Хан.

120 комментариев
Хронология