Я (как и вы, конечно) читал и слышал миллион отрывочных историй о каких-то волшебных тюрьмах Северной Европы, где зэки живут чуть ли не как в отелях и все поголовно исправляются.
И вот интересно посмотреть. Би-Би-Си привезли Олега в Финляндию, чтобы он прошёлся по местным тюрьмам и сравнил их с российскими:
Число заключенных в Финляндии — одно из самых низких в мире. Условия в местных тюрьмах иногда сравнивают с пионерлагерями. Вместе с Би-би-си бывший заключенный Олег Навальный, брат оппозиционера Алексея Навального, проверил, так ли это.
https://www.bbc.com/russian/me...
Помню, что обещал несколько постов о прочитанных под арестом книгах. С мая я отсидел 80 суток и прочитал реально много, хочу написать хотя бы о хороших, тех, что стоит прочитать.
И могу сказать, что ужасно счастлив начать с книги моего брата:
Олег Навальный. 3 1/2. С арестантским уважением и братским теплом.
Тут ведь дело деликатное. Понятно, что книгу родного брата ты всё равно будешь рекламировать и хвалить. Поэтому я испытываю отдельное удовольствие, что могу делать это совершенно искренне.
Мне принесли экземпляр в спецприемник, и я его прочитал, не отрываясь.
Реально классная книга. Не только история Олега — местами весьма драматическая — я многого не знал и, читая, постоянно думал: вот же пришлись испытания на голову чувака — но и книга о том, как устроено государство на примере тюрьмы.
И, конечно, это отличная энциклопедия Русской Тюрьмы — 2018. Мы читали Буковского, мы читали Подрабинека, читали много ещё чего, но это всё о тюрьме советской.
А о современной написано немного, и это — явно лучший текст. Стоит прочитать хотя бы для того, чтобы лучше разбираться в терминах, которые сейчас в каждой песне и каждом разговоре. А то иногда даже в профильном издании наткнешься на нечто вроде «АУЕ — название молодежной группировки».
В общем, поздравляю Олега с отличной первой книгой. Поздравляю с успехом команду его замечательных издателей, рискнувших ввязаться в такой неочевидный проект.
Читайте.
Как и собирались, начали делать на нашем канале Навальный LIVE спецпроекты. В субботу выпустили первую серию спецпроекта «Тюрьма» с Олегом в главной роли. Посмотрите:
Не совсем тот, которого вы привыкли видеть, но настоящий. Даже паспорт имеется.
Почитайте интервью Олега «Медиазоне»:
Мне не говорили, что меня убьют. Мне говорили, что будут последствия, будут серьезные меры по поводу моей какой-то деятельности. Там зам по БОР (безопасности и оперативной работе — МЗ), который текущий начальник (ИК-5 сейчас руководит Геннадий Гревцев — МЗ), он очень умный в этом плане. Про него есть жесточайшие истории, чего он там делал и в молодости, и вообще он какой-то там кровавый садист. Но он неглупый кровавый садист.
Он не говорил, что убьет меня, он говорил: «Я приму меры». И смотрел на меня строго. Обычно от такого его взгляда другие зеки падали в обморок. Он сразу понимал, что я приехал, сразу появилось внимание прокуратуры и УФСИНа, и меня нельзя просто так забить до состояния мяса в комнате для воспитательной работы. А потом, когда еще приехали московские чуваки и была история с подписанием в честь меня какой-то петиции, они поняли, что они ничего не вывезут из этой ситуации. И просто сказали: «Анатолич… Мы тебе не враги. Если нас что-то заставляют делать, нас просто заставляет делать управа».
https://zona.media/article/201...
А вот его более раннее интервью Медузе.
И сегодня, помимо «Медиазоны», вышел подкаст Лентача и N+1 с Олегом.
З/к ИК-5 Навальный Олег Анатольевич вышел на свободу.
Спасибо всем, кто поддерживал все эти годы.
Иерархия наказания заключенных в российской тюремной системе выглядит так:
а) Обычный зэк на общем режиме.
Если надо ухудшить ему условия содержания, то зэка несколько раз сажают в ШИЗО за реальные (а чаще всего вымышленные) нарушения. Максимальный срок содержания в ШИЗО — 15 суток. После нескольких нарушений зэка можно перевести в СУС.
б) СУС — строгие условия содержания. Это уже камера, а не барак. Меньше свиданий, меньше передач.
Надо прессовать дальше? Снова ШИЗО, и человека отправляют в ПКТ.
в) ПКТ. Помещение камерного типа. То, что в просторечии называется «под крышу». Это уже полностью содержание в четырех стенах. В СУСе есть еще какие-то общие помещения, а тут только камера.
Еще меньше свиданий, еще меньше передач.
Ну и если надо уж совсем зэка запрессовать, то дальше идет последнее:
г) Одиночное камерное содержание. Максимум 6 месяцев, так как одиночное содержание многими рассматривается как разновидность пытки.
Олег с самого начала попал в комбинацию пунктов б) и г).
После нескольких ШИЗО его поместили в строгие условия содержания и держат в одиночке. Так он просидел на 2,5 года, то есть на 2 года больше, чем максимально разрешено.
И вот сейчас, когда до конца срока (а Олег отсидит от звонка до звонка 3,5 года) остается меньше месяца, его сначала снова запихнули в ШИЗО, а потом отправили в ПКТ.
И это человека, у которого на руках решение ЕСПЧ о том, что он невиновен и должен быть отпущен на свободу.
«Ну что же за скоты?» — спросите вы.
Да. Вот такие скоты. Бессовестные и бесчеловечные люди. Упиваются своей безнаказанностью и возможностью творить беззаконие.
Надеюсь, сегодня Путин со своими упырями выпьет шампанского и похихикает: пусть знают, мы и так можем.
Брательнику моему сегодня 35 лет.
Это 4-й день рождения, который он встречает в тюрьме, и никак его даже толком не поздравишь. Телефонные звонки ему запрещены, можно через ФСИН-письмо написать, но непонятно, когда оно дойдёт.
Поэтому поздравляю просто вслух.
С днем рождения, Олег! Будь здоров и скорейшей тебе свободы.
PS
25 апреля будет заседание Президиума ВС. Напоминаю, что после безоговорочной победы ЕСПЧ Олег должен быть немедленно освобождён.
Только вот написал пост о том, что Олег должен быть немедленно освобожден, как звонит его адвокат: приехал, а он, оказывается, снова в ШИЗО.
С формулировкой «сидел за столом после отбоя».
Напоминаю, что ШИЗО это крохотная холодная камера, где ничего нельзя, а в 4 утра нары пристегивают к стене. То есть весь день ты либо стоишь, либо сидишь на табуретке.
Они юридически по закону обязаны его выпустить, но вместо этого сажают в ШИЗО.
Ну не скоты, а?
Важная вещь, которую я должен быть написать ещё несколько лет назад.
Вы знаете, конечно, о том, что мой брат Олег Навальный сидит в тюрьме уже 3 года и 3 месяца, будучи заложником, захваченным Путиным.
Все это время он сидит в так называемых «строгих условиях содержания» и около двух лет он находился в одиночной камере.
17 октября было вынесено решение Европейского суда. Мы с Олегом выиграли это дело у правительства России, и суд единогласно признал российский судебный процесс «фундаментально несправедливым», а также установил, что мы были осуждены, несмотря на отсутствие события преступления. То есть ЕСПЧ фактически заявил о фабрикации уголовного дела.
В соответствии с законом Верховный суд России был обязан исправить нарушения, то есть отменить приговор.
Этого не происходило несколько месяцев, так как решение ЕСПЧ не вступало в законную силу. И мы, и правительство России обжаловали решения, требуя его рассмотрения в Большой Палате ЕСПЧ.
Однако суд всем отказал и решение ЕСПЧ вступило в законную силу 5 марта 2018 года.
С этого момента Олег Навальный должен быть немедленно освобожден. Я считаю, что он должен был быть освобожден 17 октября и, даже если решение не вступило в законную силу, это должно трактоваться в его пользу. Ведь, в конце концов, его поместили в СИЗО сразу после приговора 30 декабря 2014 года, хотя этот приговор вступил в законную силу лишь месяц спустя. Но тут возможен юридический спор. Одни считают так, а другие эдак.
Сейчас же вообще никаких сомнений нет. ЕСПЧ — часть российской судебной системы. Есть решение суда, вступившее в силу. Верховный суд может тянуть с процедурой, но они обязаны освободить Олега немедленно.
Начиная с 5 марта это уже и юридически настоящее «незаконное лишение свободы».
Аргумент «ему осталось сидеть 3 месяца» не принимается. Идите и попробуйте посидеть в СУСе 3 месяца, когда вся твоя жизнь проходит в камере, а прогулочный дворик — соседняя камера.
Неделю назад 13 марта наши адвокаты направили обращения в Верховный суд с требованием немедленно начать процедуру исполнения решения ЕСПЧ и, прежде всего, освободить Олега.
Призываю всех оставшихся независимыми представителей СМИ, во-первых, распространить эту информацию, а во-вторых, задавать вопросы представителям ВС и вообще судебной системы.