Вчера премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с важным заявлением. Говорит, что срочно необходимо положить конец отмыванию коррупционных денег через покупку лондонской недвижимости. Тема сильно долгожданная, к огромному удивлению многих она не была включена в анонсированных в прошлом году план борьбы с коррупцией.
Справедливость восстановлена, в том числе думаю благодаря документальному фильму From Russia With Cash и запущенной кампании, о которой я писал. Еще две недели назад под рекомендациями о раскрытии реальных собственников офшорной недвижимости не стояло ни одной подписи депутатов-консерваторов, а сегодня рекомендации обсуждаются уже на уровне премьер-министра.
Кэмерон открыто говорит (полную версию можно посмотреть здесь), что грязным деньгам не место в Великобритании (да и вообще нигде им не место). Рассказывает про конкретных жуликов из Нигерии и Казахстана, которые скупили кучу элитной недвижимости в Лондоне.
Из конкретных обещаний - Кэмерон пообещал, что осенью будет опубликован реестр всех офшорных владельцев Англии и Уэльса, всего около 100 000 домов. Ждем с нетерпением и обязательно изучим.
А также ФБК обязательно подготовит и переведет архив наших (и не только) лондонских находок. Мы расскажем о квартире Шувалова, доме Якунина, спрятанном за панамским офшором, расскажем про Ротенбергов в Челси, про Уитанхерст и трехэтажный пентхаус бывшегосенатора Гурьева.
Планы по деофшоризации лондонской недвижимости - это прекрасные обещания, остается надеяться, что они будут реализованы. Судя по вчерашним комментариям, до сих пор существует заметный скепсис (комментарий Ашуркова для The Question можно почитать тут), связанный в основном с тем, что британская казна неплохо зарабатывает на таких офшорных жуликах.
Хотелось бы верить, что опубликованное нами недавно расследование про квартиру Шувалова, приуроченное к этой кампании, тоже внесло свой микровклад в борьбу с офшорными отмывателями.
У этого расследования безусловно особенный потенциал для кампании - мало того, что случай, как из учебника (11 лет скрывался за офшорами, зарегистрирован на иностранную кампанию, владелец сейчас точно установлен, он российский чиновник), так еще и местный истеблишмент он должен сильно впечатлить.
Вот почему. Посмотрите, где территориально расположена 500-метровая квартира российского вице-премьера Шувалова.
(Звучит тревожная музыка).
Давайте кратко вспомним события августа 2014. Непростое время. Бои на Украине идут во всю, противостояние с Западом нарастает, только сплочение россиян вокруг президента и его духовных скреп поможет в этой войне цивилизаций.
Новости тех дней:
- Бюджетная авиакомпания «Добролёт» приостановила полёты из-за санкции Евросоюза, наложенных на компанию за полёты в Крым;
- Президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с просьбой о финансовой помощи компании, так как взятие кредитов затруднено санкциями;
- Президент Украины Пётр Порошенко отменил визит в Турцию и созвал срочное заседание СНБО из-за обострения ситуации на востоке Украины.
Ну и добавляю ещё одно событие от себя и Фонда борьбы с коррупцией:
- Вице-премьер правительства России Игорь Шувалов выплачивает за свою лондонскую квартиру 688 миллионов рублей. Только налоги со сделки, полагающиеся бюджету Соединенного королевства, составят 77 миллионов рублей, что в восемь раз больше, чем годовой доход Шувалова на госслужбе.
Звучит неправдоподобно? Доказываем вам на документах.
Читать дальшеНа прошлой неделе на британском Channel 4 вышел документальный фильм про российскую коррупцию в Лондоне.
По сюжету некий собирательный шубодержавец Борис приехал в Лондон за квартирой за несколько миллионов фунтов и хочет оформить эту квартиру на анонимный офшор. Весь процесс записывается на скрытые камеры. Роль российского чиновника-коррупционера феерично исполнил один из публичных доноров ФБК Роман Борисович.
Читать дальшеВ The New Yorker вышла статья о лондонском поместье Уитанхерст, самом большом после Букингемского дворца доме в Лондоне. Вполне возможно и самом дорогом, сейчас его стоимость оценивается в 450 млн долларов.
Стоял себе дворец целое столетие, кучу известных людей им владели — от английских аристократов до семьи Башара Асада. В 2008 его продали офшору и начались слухи, что новый хозяин — кто-то из России. Приписывали замок и Путину и Батуриной, но настоящий хозяин дома с 25-ти спальнями оставался неизвестным.
Читать дальше