Россия воюет в Сирии, поддерживая шиита Башара Асада в гражданской войне против различных групп суннитов (от крайних радикалов до умеренных), при этом подавляющее большинство российских мусульман — сунниты. Было много сказано о том, какие это может создать проблемы внутри России, и мы попробовали исследовать проблему социологическими методами.
Задача оказалась непростой. Как исследовать «российских мусульман»? Ясно ведь, что они очень разные — условно в Дагестане и в Татарстане. А еще непонятно, как оценивать результаты опроса: ну увидим мы, что 50% мусульман считают, что Россия ведет себя в Сирии неправильно, но много это или мало? Может, 50% православных тоже так считают?
Вот в таких рассуждениях родился один из самых необычных и интересных опросов ФБК. Мы провели два идентичных опроса в разных республиках — Дагестане и Татарстане. При этом население Татарстана примерно пополам состоит из титульной нации и других народов (в основном — русских), поэтому мы ожидали, что найдем там достаточное количество православных для сравнения. Эти ожидания подтвердились на практике. Таким образом, мы в одном опросе смогли охватить сразу три больших группы населения (православных из Татарстана, мусульман из Татарстана и мусульман из Дагестана) и сравнить их отношение к интересующим нас вопросам.
Начали мы с отношения к религиозным практикам. Называют себя верующими многие, но не все строго соблюдают религиозные предписания: